Оптимизация расходов бюджета Челябинской области. Социальный аспект

Общество
Экономию бюджетных средств всегда начинают с сокращения числа должностей государственных и муниципальных служащих. Это самый короткий путь оптимизации. Расходы на зарплату и содержание аппарата занимают львиную долю бюджетных затрат. И как правило, эффективность таких расходов не поддается проверке по каким-либо научным стандартам и обоснованным коэффициентам.

При рассмотрении эффективности организационных структур аппарата управления за исходный элемент принимается организация индивидуального рабочего места исполнителя.

В ХХI веке современный компьютер на столе чиновника не роскошь, а служебная необходимость и средство сохранить должность.

Регламент работы с документами в электронно-цифровом формате окончательно ввел третий Президент РФ Дмитрий Медведев.

Защита потребителей - дело рук посетителей

Посетитель органа государственного управления. Кто этот гражданин? Для аналогии постараемся найти различия между посетителем государственного учреждения и клиентом (потребителем) сферы обслуживания.

Клиент сферы обслуживания имеет нестесняемое право выбора. Ресторан, магазин, баня или буфет - работают на конкретного клиента. Не понравилась тарелка супа в ресторане - не хожу сам и не рекомендую заведение друзьям и знакомым. Нахамили в магазине, завтра пойдем в другой магазин. Клиент всегда прав. Каждый ресторан, магазин или доходный дом в высокой степени заинтересован в привлечении клиентуры. Снижение количества клиентов ниже определенного минимума ставит под вопрос существование такой хозяйственной организации. Борьба за клиента, за продажи - источник выживания в деловом мире Челябинской области.

У посетителя административного органа относительно высокая степень принудительности(!) ситуации. Визит в государственный или муниципальный орган, как правило, связан с решением какой-то проблемы или получением какой-либо бумаги. Наличие такой задачи и порождает необходимость существования органа (государственного или муниципального), в который надо приходить ногами. Такие прокладки между человеком и государством служат источником появления коррупционных оазисов в отдельно взятой территории.

Однако трудно привести в пример какое-либо административное учреждение в Челябинской области, которое потерпело бы какой-нибудь ущерб по той причине, что количество посетителей в нем уменьшилось. Наоборот, чем меньше посетителей в учреждении, тем меньше работы у занятых в нем чиновников.

Можно сказать с уверенностью, что отношение к клиенту, появление которого в организации вызывает увеличение оборота, а с ним и рост прибыли, будет одним и совсем по-иному отнесутся к посетителю, который своим приходом прибавит работы, не принеся взамен никакой выгоды или пользы. В Германии или Франции такого не бывает, там чиновники сами ждут посетителя, чтобы обосновать необходимость существования своего рабочего места. В Челябинской области регламенты работы с посетителями (заявителями) в государственных учреждениях тайна за семью печатями. С экономической точки зрения это неправильно. Рабочее время работников администрации Губернатора или Правительства Челябинской области оплачивается из бюджета региона, а за потерю времени посетителями нет никакой финансовой ответственности.

Цифровое избирательное право

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Посетитель государственного или муниципального учреждения, покидая названное учреждение, исчезает из поля зрения чиновника и растворяется в общей массе обывателей. Тем не менее впечатление, вынесенное им от пребывания в учреждении, он принесет не только туда, где работает, но и во всю сферу личных отношений и деловых контактов. Совокупное воздействие на человека этих впечатлений представляет собой социально-политический фактор первостепенного значения. Память о посещении “присутственного места” динамизируется (усиливается) под влиянием различных сопутствующих обстоятельств. Так формируются настроения людей и их отношение к классу чиновников с “розовой хризантемой в голубом фраке”.

Если проанализировать цель посещений административных органов, то нетрудно убедиться в том, что большое количество посетителей обращается прежде всего за информацией. Поэтому возникает вопрос, как следует организовать информационное обслуживание посетителей, чтобы у них не возникала необходимость вступать в переговоры с государственными или муниципальными служащими. Устранение необходимости являться в учреждение, а возможность общаться с административными органами без посещения учреждения заинтересованным лицом - технически выполнимая задача. Взаимодействие с электронным документом - часть профессиональной компетенции чиновника в Челябинской области. Цифровые технологии позволяют контролировать нахождение государственного или муниципального служащего не только на рабочем месте, но и проверять его занятость каждую минуту. В недалеком будущем - всеобщий тотальный контроль выполненной чиновником работы в электронном виде и реорганизация управленческих моделей.

Новая специализация чиновников

Не нужно доказывать, что переход к машинальному (электронно-цифровому) исполнению функций, которые когда-то требовали напряженного внимания и умственных способностей, является важным источником экономии трудозатрат и оптимизации рабочих мест. Потребуется определенное время на то, чтобы персонал учреждений Челябинской области “переквалифицировался” в смысле приспособления к новому кругу задач и обязанностей.

Часто возникает ситуация, когда старая формальная структура, устраненная и замененная новой, сохраняется в некоторых фрагментах. Это борьба старого с новым, которая, как правило, мешает нормальным условиям работы конкретного учреждения. После любой реорганизации всегда находится определенная группа лиц, надежды которых реорганизация не оправдала.

До тех пор, пока в учреждениях Челябинской области имеются работники, недоброжелательно относящиеся к новому положению вещей, это будет отражаться на работе. Одним из наиболее существенных проявлений кризиса старых бюрократических структур является нарастающий разрыв между тем, что руководитель должен делать, и тем, что он может делать. В теории военного управления это называется проблемой способностей. Так происходит тогда, когда команды руководителя старый аппарат уже не может выполнить, а требует только новых финансовых вливаний и увеличения штатов.

Бюрократическая структура в основе направлена на то, чтобы монополизировать потоки информации на векторах служебной зависимости чиновников. Монополизировать потоки информации в настоящее время просто невозможно.

Прежде, чем делать какие-либо обобщения по поводу органических функций ступеней аппарата государственного управления, необходимо ознакомиться с законом квадрата и куба. Он носит настолько универсальный характер, что может, несомненно, претендовать на место в теории систем. Фотографически, с изменением пропорций, можно увеличивать и уменьшать лишь то, что имеет два измерения. Именно фотоснимок имеет два измерения и его можно увеличивать или уменьшать без изменения пропорции того, что на нем запечатлено, без искажения содержания образа. Во всех иных случаях изменению размеров должно сопутствовать изменение пропорций отдельных элементов.

Вывод: если какое-либо учреждение построено по принципу уменьшенной копии аналогичного учреждения более высокого уровня, то заранее известно, что построено оно плохо.

P.S.

В условиях отсутствия ясного разграничения прав и ответственности муниципалитетов появляется тенденция к чрезмерному сосредоточению принятия решений на высших уровнях управления.

Возникает вопрос.

А кто эти решения будет выполнять?