Выявленное наследие. Выпуск 30. Архитектурная легенда

Краеведение
Дворец культуры (клуб) ЧТЗ - единственное здание в соцгороде Челябинского тракторного завода и в Челябинске, которое было построено по проекту знаменитого Андрея Бурова и то совместно с Г.С. Кирилловым.

В 1930—1931 годы московский архитектор Андрей Константинович Буров проектировал Челябинский тракторный завод и соцгорода при нём. Но в Челябинске с его именем, как автора реализованного проекта, связан только клуб, план же прилегающего «социалистического города» остался не полностью осуществленным.

Олег Максимов. Портрет архитектора Андрея Бурова. Картина 1989 года. Источник: https://artnow.ru/ru/gallery/2/21420/picture/0/510957.html

Андрей Буров родился в 1900 году в Москве в семье архитектора. В 1918 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества; с 1920 года Буров учился во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские). В студенческие годы он активно включился в творческую архитектурную практику. Участвовал в открытом конкурсе на проекты Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. К 1923 году по проектам Бурова было построено несколько павильонов на Всероссийской выставке, создан сквер у здания Арсенала в Московском Кремле, оформлены интерьеры теплоходов, курсировавших на линии Ленинград—Лондон. Уже в те годы проявились черты его своеобразного дарования — произведения отличались четкостью замысла, в них присутствовала особая острота и ясность, он свободно и органично вводил в архитектуру цвет. В начале 1920-х годов Буров вошел в группу конструктивистов. 

В начале ХХ века движение авангарда проникало во все сферы культуры: живопись, музыку, театр, в том числе и в архитектуру в виде течения конструктивизма-функционализма. 

Андрей Константинович Буров сочетал в себе дар архитектора с талантом ученого-новатора. Универсальность научных интересов и широта его взглядов, энциклопедические знания и необычайная память помогли ему соединять в творчестве и изобретательстве «далеко лежащие вещи». В этом сложном процессе сочетания рождались мысли и идеи, удивительные по своей красивой простоте. Не все идеи воплощены в жизнь. Но бесспорно, что все они интересны и талантливы. Для него характерно свежее, острое, современное решение любой архитектурной задачи, глубокое понимание природы, материала и тектоники сооружений; в ряде проектов он применил и предугадал многое, что получило развитие в советской и мировой архитектуре. Его теоретические исследования отличались своеобразием и новизной. В области технической физики и биологии Буровым поднимались жизненно важные, актуальные проблемы. Методически стройная система обучения привлекала к нему в течение всей его жизни широкий круг молодежи — архитекторов и ученых. 

В конце 1920-х – начале 1930-х годов в Советском Союзе создавались промышленные комплексы и рабочие поселки, наряду с которыми не менее важную роль в становлении архитектуры играли и здания культурно-бытового назначения. Система культурного обслуживания коллектива трудящихся соцгорода должна была быть сосредоточена в клубном комплексе, проект которого был создан А. К. Буровым и Г.С. Кирилловым. Сохранилась пояснительная записка к проекту, а также доступны для анализа лишь генеральный план и перспектива клубного комплекса, опубликованные в журнале «Советская архитектура» в 1933 г., фото которых хранится в архивных фондах научно-исследовательского музея архитектуры им. А.Щусева. 

В соответствии с первоначальным проектом клуб должен был разместиться в нескольких композиционно связанных зданиях с различным функциональным назначением.

Проект клубного комплекса Бурова и Г. Кириллова. Из книги: Конышева Е.А. Архитектура и градостроительство Челябинска конца 1920-х – 1950-х годов в контексте развития советского зодчества. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005

Комплекс предполагался из пяти отдельно стоящих корпусов - театра на 1200 человек, здания с кружковыми помещениями, спортзала, пионерского клуба с детскими комнатами и кинозала на 400 чел. Таким образом, комплекс максимально охватывал разнообразные формы клубной работы, имеющие приоритетной целью образование, просвещение и идеологическое воспитание подрастающего поколения.

Генплан клубного комплекса. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com/

 

1970-е годы. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com/

 

Ориентировочно 1980-е годы. Фотография из фонда музея ЧТЗ.

Источник: http://ssgen.livejournal.com/610060.html

Было построено только два здания – киноклуб для зрелищ и массовых мероприятий, ныне театр ЧТЗ, и Дворец культуры ЧТЗ для клубной работы.  Здание дворца культуры (клуба) ЧТЗ построено в 1931-1933 годы) в стилистике конструктивизма. Открытие состоялось в сентябре 1934 года. Двухэтажное здание с подвалом имеет протяжённость 92,5 м. 

В 3-частной композиции двухэтажного кирпичного оштукатуренного здания Дворца культуры ЧТЗ отчетливо выявлены внутренние функциональные зоны. В правом крыле первого этажа был выделен библиотечный комплекс с группой соответствующих помещений: книгохранилище, читальный зал, комнаты громкого чтения и др.; в левом – “научный блок” с производственными лабораториями, аудиториями для занятий, небольшим залом-лекторием. На втором этаже – “общественныо-политический блок” с секторами молодежного и женского движения (досуговые клубы). В центральном объеме, над вестибюлем и административными помещениями, – зрительный зал на 280 человек. 

Интересен «бескоридорный» принцип размещения этих помещений, которые запроектированы выходящими на первом этаже в обширный квадратный холл, а на втором - на опоясывающий этот холл балкон. Холлы в сочетании с соединяющим их центральным блоком- «перемычкой» (где размещены вспомогательные помещения) образуют композиционную структуру здания.

Квадратный холл. Август 2016 г. Фото Ю. Латышева

 

Пандус. Август 2016 г. Фото Ю. Латышева

Во внешнем облике здания прослеживается сочленение зон в контрастном сопоставлении горизонтальных и вертикальных объемов. По всему периметру здания имитируется ленточное остекление, основные структурные элементы выделены цветом. И ныне клуб сохранил свое функциональное назначение.

2003 год. Фото Уильяма Крафта Брунфилда.

Источник: http://cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/chelyabinsk/index.htm#553

 

Ноябрь 2013 г. Фото Ю. Латышева

По сравнению с проектом в существующем здании переходы были надстроены и застроены, либо уже во время первоначальной постройки, либо позже (возможно, во время реконструкции) - на том месте, где они должны быть - ризалиты и на фасаде, и на задней стороне здания. 

В сентябре 1941 г. в этом здании формировался отряд первых добровольцев-танкистов. По разным данным, в этом отряде было 35-41 человек, в том числе только 12 добровольцев – работников ЧТЗ. Остальные – кадровые военные. 

Первый отряд из 7 тяжелых танков КВ с челябинскими экипажами был отправлен на защиту Москвы осенью 1941 г., 22 октября принял бой на Минско-Можайском шоссе. 3 танка противника уничтожил комиссар роты, доброволец с ЧТЗ А. В. Бойков (погиб осенью 1941 г.). В боях под Москвой вышли из строя 6 танков, в 1942 г. под Ржевом – 7-й – “Илья Муромец”, уничтоживший 29 танков, 36 орудий противника. Из всех воинов 1-го отряда после тех боёв остались в живых только 2 человека.

Ноябрь 2013 г. Фото: Ю. Латышев